гупол и ее окрестности

Года три назад мы с Шуриком  уже пытались пройтись по горам Пржевальского, но кажущаяся простота маршрута сыграла с нами злую шутку и, пробродив целый день вокруг да около, мы были вынуждены  вернуться ни с чем.:(.

Вторая попытка должна  быть удачней.  Кроме Михалыча согласились на поход еще три человека/ небывало большой коллектив для нас/. Скачал координаты интересующих гор, места предполагаемой стоянки и в пятницу после обеда тронулись в путь. Один из потенциальных участников за несколько часов до старта «Съехал» с темы и в окончательном варианте нас осталось четверо. Михалыч, Анатолий, Денис и я.

Вот и Серебряное. В прошлый раз мы оставляли машину в деревне и дальше шли пешком. На этот раз Эскудик и Джимник позволяли нас проехать поближе к горе. Опять же из предыдущего опыта, нашей ошибкой был уход влево и как следствие потеря тропы. На этот раз решили держаться правее, с расчетом выехать к горе Кумпол. Кстати, первое разочарование ждало нас еще в Серебряном – когда я спросил навигатор, сколько километров до планируемого места стоянки, то ответ сразил наповал. Навигатор показал расстояние до стоянки в 9236км. До сих пор не понял где и главное как я умудрился ошибиться, занося координаты в навигатор. С этим будем разбираться потом. С первым отворотом вправо мы разобрались быстро, а вот повторение такого же маневра оказалось ошибкой. Во время езды по лесной, разбитой до ужасного состояния дороге я впервые в жизни увидел дикого подсвинка, который, увидев машину, быстро бросился в чащу и был таков. Очень любопытное совпадение – накануне мне снился сон, в котором я видел диких кабанов такого же черного цветаJ.

Проехав за час 11км, мы стали лагерем на заброшенном лесоскладе /специалисты могут поправить и назвать это место по другому/. Денис поизучав карту вынес свой вердикт – мы заехали за Кумпол с правой, восточной стороны. С тем и легли спать, предварительно накормленные плотным ужином от Михалыча. Наши новые товарищи по походу оставили на ночь горящий костер, что меня очень напрягало, так что, проворочавшись с часок, я вылез из палатки и залил его, костер, водой.  Часа через полтора пришлось операцию повторить, так как дрова высохли и от оставшихся углей снова загорелись.

В начале седьмого, когда утро еще только собиралось заявить рассветом о своем приближении, мы с Михалычем уже начали хлопотать  у костра. Наш повар категорически отверг предложения о Дошираке, как завтраке и готовил настоящий в его понимании. А это значит тушенка не важно с чем, на этот раз с рисомJ.

В половине девятого, оставив Михалыча в лагере, Денис, Анатолий и я выдвинулись по дороге на запад, рассчитывая держаться этого направления, не забывая взбираться на хребет. Буквально через триста метров прямо на дороге наткнулись на женщину, хлопочущую у раскладного столика – готовила завтрак. Вышедший из- за Прадика хозяин подтвердил наши предположения – Кумпол вот он, слева, а на Купол надо идти на запад

северо-запад. С тем и пошли. Вскоре дорога повернула севернее и стала круто забирать вверх. Вот перебежав перед нами дорогу, на дерево вскочила белка и, махнув кокетливо своим черным хвостом, скрылась в веках. Интересно – и белки меняют по сезону окраску? У этой красавицы хвост был черный, а сама коричневая. Оглянувшись назад, мы увидели прямо за спиной Кумпол. Решили оставить его на потом и продолжили наш путь. В этот раз маршрут получился очень легкий, можно сказать детский. Легче, пожалуй, было только при подъеме на Воробей. Руководствуясь картой от Зеленого, мы походу поднялись на Сторожевую, пофотографировались и, пройдя метров триста – четыреста по лесу, опять вышли на дорогу идущую в нужном для нас направлении.

Погода, вопреки прогнозу была солнечная, в меру тепло, краски осени уже начали разливаться по листве. Идти было одно удовольствие. Денис как заядлый охотник периодически останавливался и прислушивался/ чем слегка пугал нас/ рассматривал следы, показывал то след изюбра, то медведя или тигра, затем успокаивал – след старыйJ. Когда дорога стала огибать Купол, мы поняли, что на саму вершину она нас не выведет и нужно все же пройтись через чащуJ. В начале первого мы поднялись на вершину. Тригоном, вопреки ожиданиям, стоял на своих ногах. Сделали коллективное фото, под тригономом нашли контрольную записку от 06.10.2007г., поручено Денису переправить ее Зеленому. Все поднявшиеся, включая язвенников и трезвенников, отметили восхождение коньячком под названием «трофейный»J Перекус на вершине вышел несколько оригинальный. Так как этим составом вышли впервые, еще не сложились персональные обязанности и как следствие – забыли в лагере хлеб и чайник. Пришлось, сало есть с пряниками, а чай варить в кружкеJ

Перекусили, осмотрелись, поспорили выше или ниже вершинка расположенная, как казалось, буквально в километре на запад от Купола. Анатолий сразу заявил, что у него был план подняться на Купол и он его выполнил. Мы с Денисом взяли направление на эту вершину и напрямую  пошли к ней. Но сегодня нам не суждено было полазать по чаще. Через, максимум, километр мы в который раз за день вышли на дорогу, и пошли по ней. Пройдя, в общей сложности более двух километров вершину мы не нашли, а дорога в свою очередь начали уходить вниз. Навигатор показал высоту 1190м, с тем мы и повернули назад, на Купол, где нас дожидался Анатолий. Захватив его, сразу же тронулись в обратный путь, так как у нас в плане еще оставался один не выполненный пунктик – Кумпол.

Дошли до развилки – прямо пойдешь, на Кумпол попадешь, налево пойдешь, в лагерь придешь. Анатолий сразу выбрал «левый» вариант, а мы с Денисом пошли на Кумпол. Подъем на Кумпол был самым тяжелым за сегодняшний день. Густые заросли аралии, молодых деревьев, бурелом не давали расслабиться ни  на минуту. Но вот впереди показалось какое то деревянное сооружение лежащее на боку, с лестницей и каким то, тоже деревянным, метеорологическим прибамбасом цилиндрической формы. Сфотографировались на фоне этого сооружения и спросили у навигатора, а далеко ли до лагеря. 957м был ответ. Получается, мы стали лагерем у подножья Кумпола. Так как наш лагерь расположился на высоте 343м, то нам предстоял очень крутой спуск, в чем мы и убедились с первых же шагов внизJ. К зарослям аралии добавилась еще одна напасть – шевелящиеся под ногами камни. Спустившись на 100-150м, мы попали в распадок. Идти стало немножко легче,  вскоре появился родничок, а затем и ручей. По этому ручью мы вышли буквально в 15 метрах от лагеря. Встретивший нас Михалыч попытался нас обмануть, сказав, что Анатолий еще не пришел. Но когда мы собрались идти искать Анатолия, сдалсяJ

Прежде чем кормить  Михалыч повел нас посмотреть на след оставленный тигром поверх вчерашний следов от наших автомобилей. Получается, тигр подходил по дороге к нашему лагерю метров на 15-20, а потом прыгнул в противоположную сторону и пошел по своим делам

Не в первый раз замечаю, после напряженной ходьбы нет аппетита, только жажда. Аппетит появляется через несколько часов. Как ни взывал к нашей совести Михалыч, но больше половины котла гречневой каши осталось. Зато на ура пошел кисель, ни единожды запитый чаемJ Посиделки были недолги Денис, Анатолий по очереди полезли в свою палатку. Мы с Михалычем посидели еще немного, подытожили прожитый день, залили костер и тоже пошли спать.

Ночью часы Михалыча опять остановились,/ похоже, ночью у них нерабочее времяJ/.  Пришлось идти в машину за телефоном. И опять в полутьме слышатся бравурные песни во все горло, а из «армейской» палатки слышны негромкие угрозы в адрес певцов. В восемь часов на столе стоит котелок с аппетитно пахнущим молочным супом,/ аппетит проснулся еще ночью/. По прогнозу часов в одиннадцать должен начаться небольшой дождь, поэтому решаем не проверять прогноз, а принять к сведению – завтракаем и быстро собираемся.

В начале одиннадцатого коллективное фото на память и в путь. Еще по дороге к трассе начинает накрапывать дождь, но нас это уже нисколько не напрягает. Еду и внимательно присматриваюсь ко всяким ответвлениям от дороги – нужно же понять где мы ошиблись. Хотя, почему ошиблись? Место для лагеря было отличное – большая, ровная поляна, много дров, рядом ручей. Ага, вот это место. Большие поля, сплошь заросшие шиповником. Если ехать от Серебряного, то дорога под Кумпол с западной стороны идет прямо, и она каменистая, а уходящий отворот вправо менее накатан и травянист. Заезжать, кстати, лучше не прямо напротив дальнего,/ если ехать от Шкотово/ выезда из Серебряного, а буквально на 20-30 м дальше.

Выехали. Решили заправиться и опять через заповедник. День только начинается, хоть и с дождем, поэтому на Илистой, за Николаевкой останавливаемся на обед, бурно обсуждаем варианты будущих походов.  Здесь наши пути расходятся. Джимник по полям по долам увозит своего хозяина вдоль Илистой, нам же прямо.